Тоток Александр Александрович: другие произведения.

Рассказ: Саранакские Озёра, штат Нью-Йорк, июль 2002 года.

• Комментарии: , последний от 11/04/2009.
  • © Copyright Тоток Александр Александрович (totok@cs.nyu.edu)
  • Обновлено: 12/04/2009. 24k. Статистика.
  • Рассказ. Водный: ,США , 50 км , Каноэ
  • Дата похода 04/07/2002 {3 дн}
  • Маршрут: Floodwood Pond - р.Saranac River - Upper - Middle - оз.Lower Saranac Lakes

Поход на каноэ на Saranac Lakes, штат Нью-Йорк, 4 - 6 июля 2002 года.

Праздник 4 июля - американский Independence Day - в этом году падал на четверг. Это означало, что на пятницу можно будет спокойно забить, и обычно короткий уикэнд из 2 дней в этот раз растягиваетя аж до четырех. Но что делать в эти четыре дня...? Каменные джунгли Манхэттэна уже порядком осточертели, хотелось на природу, "в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов..." К тому же ФБР предвещало очередные теракты в Нью-Йорке и всячески советовало гражданам уезжать из города. Не подумайте, что мы послушались ФБР, но из города мы таки решили уехать на все четыре дня.

Но куда подасться? Все известные нам до этого развлечения (от простого кемпинга в Catskill Mountains или езды на пляж на Лонг Айлэнд до полетов на планере в Нью-Джерси или катания на моторных лодках и водных лыжах в Коннектикуте) мы перепробовали, да и занимают они не более одного-двух дней, а тут требовалось что-то посолиднее... И было решено - мы идем в трехдневный поход на каноэ в ту самую глушь - в Adirondack State Park, что на севере штата Нью-Йорк.

Несколько слов об Adirondack State Park. Это - громаднейший (самый крупный в США) национальный парк, занимающий около 25000 квадратных км, по площади превосходит Grand Canyon, Yellowstone и Yosemite парки, вместе взятые, и почти равен соседнему штату Вермонт. На территории парка находятся порядка 2000 гор, около 100 из которых - высотой больше километра. К тому же Адирондак является лучшим местом для водных путешествий на всем Востоке США - с десятками рек, сотнями ручьев, озер и соединяющих их проток. К тому же места довольное дикие и малонаселенные. В общем, по купленной книге и многочисленным описаниям, найденным в интернете, получалось, что Адирондак - это Карелия Северной Америки. Так оно на самом деле и оказалось. Если бы не некоторые отличия, о которых реч впереди, и не изредка встречавшиеся туристы (по понятным причинам, оказывающиеся американцами), можно было бы смело представить, что мы оказались в Карелии. Но обо всем по порядку.

Первым встал вопрос - куда идти. Недолго думая, решили поехать в район Saranac Lakes - жемчужину Адирондака, как ее называют многие источники - область рекомендуемую туристам, первый раз приезжающим в Адирондак, и к тому же изобилующую фирмами, предлагающими напрокат каноэ, каяки, транспорт и прочие туристические услуги, включая полностью экипированные туры с гидами для ленивых американцев. Нам же нужен был всего лишь водный транспорт (своего у нас нет) и доставка к воде и обратно.

Кстати, пару слов о водном транспорте. В Америке отсутствует такое понятие как байдарка. И дело даже не в том, как считают некоторые, что американцы ленятся собирать-разбирать их и предпочитают более комфортные условия передвижения по воде. Самое главное преимущество байдарки - что ее можно сложить и поехать с ней на поезде, автобусе или автостопом - в Америке теряет смысл, так как общественного транспорта нет (по крайней мере там, где пролегают интерсные водные маршруты), так что добираться до воды все равно приходится на машине, а раз такое дело, то зачем собирать-разбирать что-то, когда можно положить каноэ или каяк на крышу машины. К тому же каноэ имеет ряд преимуществ перед байдаркой: оно гораздо более вместительно (об этом - отдельный разговор) и в нем удобнее сидеть (например, чтобы ловить рыбу). Стоит развеять миф о том, что каноэ - очень тяжелое и его трудно таскать: хорошее (правда и дорогое) легкое каноэ весит не больше 21-22 кг (хотя обычно все же 30-40 кг) и специально приспособлено для переноса одним человеком (на спине). К тому же на стоянке каноэ играет еще одну важную роль - в перевернутом состоянии прекрасно служит столом и лавкой одновременно. Хотя по габаритам каноэ все же ближе к лодке, чем к байдарке - это никак не сказывается на его ходовых качествах - если наездники не лопухи и умеют держать каноэ прямо по курсу (а грести приходится на одну стороны - весла такие), то идет оно не хуже байдарки и к тому же устойчивее на волнах болших озер.

После долгих и мучительных размышлений, вызванных скорее разбродом и шатанием в группе, нежели незнанием местности, мы наконец-то выбрали маршрут: от Floodwood Pond (озеро к западу от Upper Saranac Lake), до места где трасса 3 пересекает реку Saranac между Lower Saranac Lake и Second Pond. Дальше все пошло как по маслу: позвонили в некоторую фирму, зарезервировали каноэ, договорились с ними, что мы оставим машину у них на стоянке, а за отдельную плату они нас со всем нашим барахлом (а его было у нас немало) довезут до воды и после похода обратно на свою базу. Так как нас набралось 5 человек - столько влезает в машину - то пришлось брать помимо двух каноэ еще один каяк. Дали нам так называемый see kayak - длинный такой - на нем легче плавать по ровной воде, а по порогам ходить и вообще наверное невозможно. По первым впечатлениям - ужасно неустойчивая штука - этот see kayak - правда может это мне так показалось с непривычки после долгого перерыва в плавании на байдарках. Так или иначе, никто не хотел плыть на каяке, и практически весь маршрут на нем прошел я.

В день X (икс) загрузились мы в машину и выехали вечерком после работы из Нью-Йорка на север, чтобы к утру следующего дня, преодолев более 500 км и заночевав по пути в придорожном кемпинге, пораньше прибыть к месту старта, по пути докупив необходимую провизию и не только :-) В самый последний момент перед отъездом спохватились мы, что среди нас есть рыбаки, а едем мы на озера, так что грех не порыбачить. Утром заехали в местный саранакский спортивный магазин, купили fishing licence (для резидентов штата Нью-Йорк - $6 на человека на 3 дня - вполне по-божески). Правда никакого рыбнадзора за все 4 дня мы так и не встретили, ну да кто знал заранее.

Уже утром по въезде в Adirondack State Park в воздухе повеяло незнакомой для летнего Нью-Йорка свежестью и какими-то необычными, видимо свойственными только этой местности чудесными запахами... Или может это был подзабытый мною ветер приключений, или предощущение удачного похода - черт его знает, но в мыслях было легко, вся эта гребанная цивилизация была позади, душа летела, вместе с нею и машина со скоростью 100 миль в час (при спидлимите в 65), шило в жопе звало в дорогу, динамик орал группу Ленинград: "...или пожелай мне удачи в бою..." и про бигуди там еще что-то... В общем, было просто хорошо!

Итак, поход начался! Привезли нас на начало маршрута. Смотрим, а народа на берегу снует тьмуща. Нас конечно предупреждали, что места эти могут быть довольно многолюдны, особенно в этот праздничный уикэнд. Но не настолько же!... Парень, который нас привез, успокоил и объяснил, что к чему. Дело в том, что весь туризм в Америке, и в Adirondack State Park в частности, очень сильно зарегулирован (об этом я еще не раз буду упоминать в моем рассказе). Спускаться на воду можно только на государственной земле и только в специально отведенных для этого местах (boat access point). Находятся эти места, как правило, около обносов плохопроходимых ручьев (carry) или волоков из озера в озеро (portage). В таком-то месте мы и начинали свои маршрут. И действительно, стоило нам только отплыть подальше, как народ рассосался и до конца похода в обшем-то видели мы его не очень много.

Да, но чего стоило нам отплыть? Во всем походе, я был единственный человек с опытом водных путешествий. Как ни объяснял я народу, что вещей надо брать немного, все же получилась его туева хуча. И хотя каноэ - вещь вполне вместительная, пришлось порядком попотеть, чтобы все распихать, да еще и упоковать от потенциального дождя (по дороге от базы до озера мы проехали через такой ливень, что, застань он нас за сборами на берегу, боюсь ни одной сухой вещи у нас не осталось бы...). Плюс к тому мы решили использовать вместительность каноэ и взяли с собой в поход cooler (большую переносную коробку-холодильник - очень популярная в Америке вещь), в котором нежно отпотевала взятая с собой водочка, закусочки там разные и прочая боящаяся жары снедь. Да еще в последний момент на бензозаправке, повинуясь внезапно нахлынувшему колекктивному мужскому взаимопониманию, мы купили пива немеренно (потом еле распихали по каноэ). Всю подготовку к походу и по дороге туда я твердил, а все со мной соглашались: пива мы в поход брать не будем - мол, это нарушение традиции, анти-походное действие, попса, американизм и прочая-прочая... По дороге туда уже почти в самом конце заезжаем на автозаправку - купить липкую ленту и еще мелочь какую-то. Внутри - стоим у кассы, вдруг меня что-то стукает в голову, я смотрю на всех остальных - наши взгляды встречаются, во всех (и в моем - тоже) - одна вполне определенная мысль - мы быстро идем к холодильнику, каждый берет пива сколько может, быстро оплачиваем и выходим на улицу - все это сделано молча и предельно слажено... Как будто боимся, что передумаем, или что гневный дух похода сейчас схватит нас за яйца... Нет, дух похода был к нам добр, он позволил нам купить пива, ведь он-то знал, что все равно все оно кончится в первый же день. Так оно и вышло.

Маршрут наш начинался на северном берегу Floodwood Pond, где к нему подходит Floodwood Road. Floodwood Road - хорошего качества грунтовая дорога, идущая от трассы 30 на запад, на которой находится очень много мест спуска на воду. К северу от нее (точнее к северу от старой железнодорожной ветки, идущей параллельно Floodwood Road) находится так называемая St. Regis Wilderness Canoe Area - особо охраняемяя от "переиспользования" (overuse) территория, где запрещены к использованию моторные лодки и снегоходы. К югу от Floodwood Road лежит бассейн реки Саранак, в эту же сторону мы и поплыли. Весь этот район (к северу и югу от Floodwood Road) состоит из 60-80 озер, многие из которых соединены протоками, и пользуется большой популярностью у туристов-водников, особенно предпочитающих однодневные маршруты, совмещаюшие греблю, волоки и пешие прогулки на окружающие горы. К югу от Floodwood Road на озерах размером побольше нередко встречаются и моторные лодки, которые здесь не запрещены, особенно на Rollins Pond и Fish Creek Pond - озерах, на берегах которых находятся большие кемпинги. Но все же большая часать этой фазы нашего маршрута пролегала по довольно безлюдным местам, с изредка встречающимися навстречу группами таких же как мы каноистов или каякеров, с непременным американским "how are you doing?"

Общее впечатление от этих мест - очень похоже на Селигер, серьезных туристов почти нет, настроение пляжное, лес вокруг смешанный с удивительно красивыми хвойными стоянками, заводи с лилиями, непуганные утки, узкие извилистые протоки между озерами, считая которые начинаешь сбиваться, и возможность очень легко потеряться без хорошей карты. Кстати, о картах. Путешествие по этим местам невозможно без хорошей карты. Слава Богу, в Америке с этим проблем нет никаких. Существуют очень хорошие геодезические карты, выпускаемые U.S. Geographical Survey (USGS maps), покрывающие почти всю Америку. Купить их можно на интернет сайте USGS. В любой туристической местности спортивные и некоторые другие магазины как правило продают USGS maps, покрывающие окружающую местность. USGS maps выпускаются в двух форматах: 7,5-минутный квадрат (масштаб примерно 300 м в 1 см) и 15-минутный квадрат (600 м в 1 см). Кроме USGS maps в районе Saranac Lakes имеется в продаже очень хорошая карта - "Sarabac Canoe Map" (масштаб - 316 м в 1 см), покрывающая всю область от St. Regis Wilderness Canoe Area на западе до верхнего течения реки Саранак на востоке, и от верховий St. Regis River на севере до Raquette River на юге. К тому же на этой карте обозначены обносы, волоки и места разрешенных стоянок на государственной земле, что очень помогает в планировании маршрута.

Проплыв по Floodwood Pond, Little Square Pond, вниз по Fish Creek, потом по Square Pond и Fish Creek Pond, мы не спеша выплыли в Upper Saranac Lake (Fish Creek Bay). Дело близилось к вечеру и надо было искать стоянку на ночлег. Тут стоит сделать маленькое отступление. К сожалению, в Америке есть такая неприятная вещь как частная земля. Оказывается, может она существовать и в пределах государственных парков. Государство лишь следит за тем, чтобы не вырубался лес, не портилась природа и не строилось вредных производств. Обычно владельцы земли не разрешают посторонним людям ступать на их землю, особенно вставать на ночлег, жечь костры и тому подобное. Поэтому большинство земли на частных берегах, что называется, "posted" - завешены табличками, предупреждающими о юридической ответственности, за то, что вы вступите на чужую частную землю. Можно относиться к данному факту по-разному, но ночевать на такой земле, даже если все угрозы владельца засудить вас несерьезны, все равно не хочется - среди туристов ходит много историй о случающихся раз в несколько лет судебных процессах над такими вот туристами-нарушителями. К тому же американцы - народ послушный, и, как следствие, на частных землях совершенно нет удобных обустроенных стоянок. Другое дело - государственная земля (составляет 40% территории Аdirondack State Park). Здесь стоять как правило можно, но вот конкретные условия зависят от места: где-то можно вставать na любом месте без ограничения, а где-то - только в определенных местах, и костры могут быть запрещены (например, если это - особо охраняемая земля заповедника).

Берега южной части Upper Saranac Lake (большое вытянутое на 13 км с севера на юг озеро) - частные, в то время как в северной части - государственные. Вставать лагерем здесь можно только на специльно отведенных для этого 22 стоянках - "designated campsites" (они нанесены на Saranac Canoe Map). Мы без труда нашли одну такую - на Butternut Point - на восточном берегу немного к северу от Fish Creek Bay (кстати, Saranac Canoe Map врет - двух стоянок между Fish Creek Bay и Butternut Point, обозначенных на карте, мы не нашли). Возникает вопрос, что делать если все эти стоянки заняты. Из общения с ребятами из местной туристической компании, услугами которой мы пользовались, я понял, что такого еще никогда не бывало. А если и случится, то в принципе можно встать где угодно на государственной земле, и если попадется какой проезжающий лесник, то он вроде как войдет в положение - ведь надо же где-то заночевать... Ужин и последующие после него посиделки удались на славу - cooler сослужил нам верную службу, пронеся в своем объемистом чреве холодненькую водочку через полный жары и раскаленного солнца день... А на завтрак еще и уха последовала - рано утром мы наловили окуней в ближайшей тихой заводи. Рай, а не жизнь...

Но пора в дорогу - нас ждет большой переход по открытой части Upper Saranac Lake. Вот тут-то я 100 раз выматерился, когда оказалось что никто не хочет плыть в каяке, и участь эта суждена мне... Переход, слава Богу, оказался не очень стремным, так как дул западный боковой ветер, но все равно в каяке было неприятно. По дороге я чуть не был обосран местными чайками: мы проплывали мимо стаи чаек, сидяших на большом камне, белом от помета. Когда я подплыл к ним чтобы посмотреть поближе, они стали летать надо мной и пытаться приземлиться на мой каяк, видимо для того, чтобы сделать с ним то же, что они сделали с камнем. Пришлось ретироваться... Мы довольно быстро приплыли в южную часть озера, где из юго-восточного угла Saranac River маленьким непроходимым ручьем перетекает в Middle Saranac Lake. Здесь состоялся наш единственный волок (Bartlett Carry - в Middle Saranac Lake) - найти его очень легко - везде по берегам висят знаки. Сам волок - это где-то 700-800 метров сначала по грунтовой дороге, а потом по лесной тропе - опять же следуйте знакам. Рядом в южной части Upper Saranac Lake находится еще один волок - Indian Carry - в Raquette River. Когда-то давно, в 19-м веке, это место лежало на пересечении важных водных маршрутов, и район южной части Upper Saranac Lake так и назывался - "Crossroads of Adirondack."

Middle Saranac Lake - довольно большое (6-8 км в диаметре) овальной формы озеро. После волока, подгоняемые силным ветром в спину и гигантскими волнами, мы поплыли на восток в его юго-восточную часть, где у нас был зарезервирована стоянка на ночь. В отличие от Upper Saranac Lake, стоянки на Middle и Lower Saranac Lake (берега которых почти на 100% - государственная земля) надо заранее резервировать (с конца мая по начало сентября). Всего этих стоянок около 100 и на выходные и большие праздники они расходятся довольно быстро (на очень популярный уикэнд - Independence Day - 4 июля я зарезервировал последнее имеющееся место за 2 недели). Занимается этими стоянками организация под названием New York State Department of Environmental Conservation (NYS DEC). Зарезервировать место можно по телефону (800-456-CAMP) или на интернете: http://www.reserveamerica.com. Прикиньте - вы идете в поход и заказываете себе место в лесу по интернету... И не то, что бы это было какое-то крутое место - так, обычная стоянка, единственное отличие - деревянная лавка-стол, большой железный круг на костровище, да деревянный засранный сортир где-то в глубине леса, правда с новым рулоном туалетной бумаги!!! (представляете себе, работенка местного лесника - объехать 100 стоянок, разбросанных по озерам на 40 км и развести 100 рулонов туалетной бумаги...) Но и это еще не все: поздний вечер, темно, озеро громадное, довольно сильно штормит, вокруг - ни души, ближайшие люди - в нескольких километрах, на такой же стоянке (если они там есть), глушь... Вдруг откуда не возмись - шум моторной лодки - подъезжает - выходит мужик и докладывает: "Господин Тоток, извольте - ваша квитанция за резервацию этой стоянки." И заставляет меня по буквам произнести и записывает имена и фамилии всех участников похода. Потом берет под козырек, заводит мотор и так же быстро, как появился, исчезает в темноте...

На этой стоянке мы допили всю водку, окончательно опустошив наш cooler. Вышли позже обычного и направились к месту где речка Саранак вытекает из Middle Saranac Lake (Bull Rush Bay) и течет несколько километров до Lower Saranac Lake. Еще из Middle Saranac Lake, если позволяет время, можно сделать радиалку в удаленный Weller Pond - протока в него находится в северной части озера - говорят, там изумительно тихо и красиво. Надо заметить, что природа поменялась по сравнению с Upper Saranac Lake - лес стал мрачнее, преимущественно хвойный, всюду видны выступы скальных пород, близлежащие горы - выше и солиднее (прямо от нашей ночной стоянки вела 5-км тропа на вершину горы Ampersand, с которой открывается один из лучших видов на все саранакскую систему озер - восхождение на нее было в наших планах, но мы заленились; к тому же видимость все равно была не идеальная). В общем, теперь местность вокруг - уже не Селигер, а Карелия, и плывем мы, ну скажем, по Ковдозеру. На половине пути по реке Саранак от Middle до Lower Saranac Lake нас ждал сюрприз - шлюз!!! Вообще маршрут подбирался специальным образом - так, чтобы на реках не было порогов - никто кроме меня не ходил в водные походы, да и первый раз в Адирондаке - надо сначала пообвыкнуться. Тут же перед нами - очевидный порог, но в левом рукаве, огибающем остров, построен шлюз (Upper State Lock). Заведует всем дядечка, который работает здесь с 9 утра до 5 вечера. А что же в остальное время? На шлюзе висит очень подробная инструкция как им пользоваться, все механизмы - на ручном приводе, никакого электричества нет. Эх, жалко мы не пошли здесь вечером - поигрались бы... Проходим порог, то есть шлюз, и заплываем снизу в правый рукав - посмотреть. Порог вполне несложный, где-то метр перепада, но в самом низу его лежит намотанное на камень аллюминиевое каноэ!!! Как объяснил нам дядька со шлюза - это вчера какие-то лохи не заметили что имеется шлюз и пошли напролом в порог...

Отдельно об американских туристах. Если в России есть такое понятие как "туристы-водочники", то в Америке это - "туристы-пивняки." Если в России в походы преимущественно ходит интеллигентская прослойка общества, то в Америке наоборот - довольно люмпенская, в основном реднеки (толстошееи красномордые работяги). В России пьют водку, здесь же - пиво. Нагрузят такие "походники" полное каноэ (а влезает в него немало) пива (забавно, что пьют они исключительно американский Будвайзер) - и идут вниз по реке, почти не гребя и попивая пиво на ходу. У американских водников такого плана есть даже вполне официальный лозунг: "Drink and flow!" ("Пей и дрейфуй по течению!"). Еще эти толстенные мужики берут с собой своих еше более толстых, более красных, более шумных и более пьяных баб и неимоверную кучу барахла. В конце мая на Saco River в Мэйне я наблюдал картину, как 2 мужика загружали свое каноэ "в поход": помимо нескольких объемистых сумок и тюков в комплект входили: большой cooler, 2 раскладных стула, раскладной стол, походная кухня (стол с газовыми комфорками), 2 больших баллона с газом, барбикъюшница (внушительных размеров прибор для приготовления гриля), большущая аудио-магнитола, электрический генератор(!!!) и три 30-pack'а (коробка с 30 банками по 0,33) Будвайзера... Видел каноэ, настолько загруженное вещами, что от воды до борта оставалось не больше 4 сантиметров (при нормальнои осадке - где-то 20 см). Я прикинул, туда нужно было килограмм 500-600 одних вешей загрузить, чтобы оно так просело. На стоянках они ставят целые каркасные города - 4-комнатные палатки, веранды, навесы, не говоря уже об обычных стульях и столах. А один раз видел, как 4 каноэ состыковались, постилили фанеру на всю плошадь, поставили сверху палатку, стол, стулья и стали жарить гриль, и все это - на воде. Российский турист, он хотя и водочник, но все же шило в жопе у него настроено на поход и пороги - он водки попьет вечером, а утром серьезно пойдет в порог. Американскому же "пивняку" - море по колено, вот и попадают такие лохи случайно в порог, хотя для них же построили рядом шлюз. Слава Богу, таких "походников" в Адирондаке очень мало - наверное, им влом тащиться в такую глушь - все, кто нам встречался, были люди вполне серьезные и приличные.

В общем, после шлюза скоро выплыли мы в Lower Saranac Lake, проплыли немного по нему и свернули в боковую губу - где река Саранак вытекает из озера. Потихоньку стало чувствоваться приближение цивилизации - машины вдалеке слышны, другие группы встречаются чаще, глянь - а за поворотом уже и мост трассы 3, пересекающий реку. Здесь же, за мостом - boat access point и конец нашего маршрута. Прошли мы за 3 дня где-то 45-50 километров. Только вытащили все веши на берег - за нами подъехала машина, мы загрузились и через полчаса были уже на базе.

Вот, собственно, и все. Теперь несколько выводов.

Во-первых, ходить в нормальные многодневные водные маршруты в Америке можно (собственно, этот поход отчасти служил целью развеять миф, что это сделать невозможно). Очень даже возможно, здесь для этого даже термин есть специальный - "canoe camping". На севере и востоке Америки Адирондак - лучшее для этого место. Неудобства - это частная земля и очень зарегулированное пользование государственной землей. При составлении маршрута нужно заранее хотя бы примерно знать, где будут ночевки, и заранее выяснить какие земли в тех местах, и как там можно останавливаться. Это конечно большой минус, но не смертельный. Я говорил с местными мужиками, они рассказывали, что вполне реальны многодневные (6-8 дней) маршруты, например, по Raquette River, причем с порогами 2-3 категории сложности (для любителей "white-water"). Да и наш поход можно было продлить как минимум еще на один день, если идти до конца Upper Saranac Lake, или даже дольше - вниз по реке Саранак, которая, кстати, вытекая из системы саранакских озер, становится порожистой.

Во-вторых, лучше иметь свои каноэ/каяки/байдарки. Тогда вы сможете пойти практически куда угодно, ограничением будет только наличие мест доступа к воде и ночных стоянок. Без своих плавсредств вы будете ограничены туристичскими районами, такими как, например, Saranac Lakes, где сосредоточены фирмы, дающие напрокат оборудование, а так же своим бюджетом (где-то 40% бюджета нашего похода была аренда каноэ).

А так - если есть вопросы - пишите (totok@cs.nyu.edu) - отвечу.

Полный текст отчета (с картинками) находится по адресу http://cs1.cs.nyu.edu/totok/personal/photo/adirondack02/adirondack02.html.

Александр Тоток
    17 июля 2002 года

• Комментарии: , последний от 11/04/2009.
  • © Copyright Тоток Александр Александрович (totok@cs.nyu.edu)
  • Обновлено: 12/04/2009. 24k. Статистика.